107023, Россия, г. Москва, Мажоров переулок, д. 7а, 1 подъезд
+7 (495) 740-53-99
audit@finau.ru

Представительство иностранной организации – правовые нормы и общие правила

Налоговый кодекс, как нормативный акт, регулирующий налоги и сборы, в  статье 306 предусматривает раскрытие термина «постоянное представительство», определяющее статус иностранного юридического лица, работа которого осуществляется в РФ. В налоговом и гражданском законодательстве  понятие «постоянное представительство» читается по-разному. Есть особенность, на которую  налогоплательщику стоит обратить внимание:  наличие  межправительственных соглашений о  двойном налогообложении. Письмо финансового ведомства в марте 2010 года рассматривает указанную ситуацию. Поэтому при анализе вопроса, открывать ли иностранной организации постоянное представительство, следует  уделить внимание условиям  международного соглашения, с применением седьмой статьи НК РФ и иных актов российского законодательства, связанных с налогами и сборами (см. очередное письмо Минфина России в декабре 2010 года).

Российское законодательство отмечает три признака иностранного представительства: наличие обособленного звена/подразделения (иного места деятельности),  предпринимательская деятельность, регулярность (Налоговый кодекс РФ не раскрывает термин «регулярность», поэтому см. «методички» налогового ведомства: ориентир — ведение бизнеса более тридцати календарных дней в году).  Налоговое ведомство России в октябре 2010 года уточнило в разъяснениях о представительствах иностранного партнера на территории РФ: если  отсутствует  производственная деятельность, имущество, источники  какого-либо дохода, и (или) транспортные средства, обязанности налогового агента, банковские счета, то иностранное юридическое лицо не обращается  в налоговый орган России за постановкой на учет.

Справка:  в случае, если иностранная организация осуществляет международную перевозку и имеет постоянное местопребывание в стране, с которой у РФ действует соглашение о двойном налогообложении, нормы национального законодательства имеют второстепенное значение, отдавая «пальму первенства» международным договоренностям. Об этом организации информировало налоговое ведомство России в марте 2014 года.

Организационно-правовая основа, определяющая  факт уплаты (либо неуплаты) налога на прибыль на территории РФ  – немаловажный фактор для характеристики деятельности постоянного представительства, но определяющим признаком подразделения является  характеристика деятельности «иностранца»  на российской территории. Работа  постоянного представительства  организовывается  через обособленное подразделение и  одновременно должна быть регулярной.  Об этом напоминает упомянутая выше триста шестая статья Налогового кодекса, в которой можно увидеть другие особенности в применении  понятия  «иностранное представительство». Понятие «регулярность»  связано с моментом, когда юридический нерезидент встает на учет в налоговом органе РФ, причем эпизодические факты деятельности иностранного партнера не берутся во внимание (приобретение облигаций, единичная реализация недвижимости, ведение различных встреч и др.).

Деятельность обособленного подразделения часто предполагает подготовительную или вспомогательную работу на территории РФ, которая проводится как для  иностранной организации, так и для третьих лиц. В случае, когда деятельность осуществляется для третьих лиц, то  образуется постоянное представительство, а если для себя, самого «иностранца», то нет. Статья триста шесть НК РФ обращает внимание на то, что имеющиеся факты (владение  ценными бумагами, имуществом, совместные договоры, предоставление иностранного персонала для работы в РФ и др.)  нельзя рассматривать, как категоричное условие для образования «постоянного представительства». Этим фактам необходима совокупность  вышеуказанных признаков «иностранного представительства» для утверждения его статуса как структурной единицы.

Действия иностранного юридического лица во взаимосвязи с событиями на территории РФ надо  тщательно анализировать и оценивать обеим взаимодействующим сторонам, учитывая «тонкости» российского законодательства. Например, много иностранных организаций импортируют свои товары в нашу страну, привлекая своих сотрудников  в области маркетинга, в подписании контрактов, сопровождении их исполнения и т.д. Или еще наглядный пример: продажа ввезенных в РФ товаров организовывается  с принадлежащих иностранной организации или арендуемых складов, причем, регулярно. Вот тогда такая деятельность  приводит к образованию постоянного иностранного представительства. Когда в перечисленных действиях участвует третье лицо (юридическое или физическое) на  основании заключенного договора, все равно образуется постоянное представительство.

В работе с иностранным представительством есть особенности, которые стоит принять во внимание каждой российской организации.

Оформление счетов-фактур(некоторые особенности)

а) В счете-фактуре указывается адрес…

Порядок оформления счетов-фактур подразделениями иностранной организации часто разъясняется письмами финансового ведомства. Изменения, вступившие с 24.01.2012 в  связи с вышедшим  тогда Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, касающиеся правил ведения документов при расчетах по НДС, вызвали ряд вопросов по поводу  реквизитов в счете-фактуре, в том числе, если продавцом является представительство иностранной организации: заполнять ли данные головной организации или подразделения.

Минфин утверждает, что должно быть указано наименование представительства «иностранца» (письмо финансистов, опубликованное в начале августа 2013 года). Существует мнение некоторых специалистов-экспертов, у которых имеется противоположная точка зрения с убедительными аргументами. Суть утверждения оппонентов: необходимо заполнять реквизиты головной организации, со ссылкой на  п. 1 разд. II Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 и на пункт 3 ст. 55 ГК РФ, где указано, что филиалы не являются юридическими лицами, поэтому мнение Минфина РФ является спорным. Судебной практики по этому поводу нет.

б) Грузоотправитель и его адрес…

Пользуясь прежним толкованием Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914,  ФНС России считает, что при  заполнении строки надо использовать реквизиты  представительства (письмо налоговой службы от октября 2007 года). Подобным утверждением  (существовавшей ранее версией) можно воспользоваться в виду отсутствия судебной практики и иных официальных разъяснений.

Уплата НДФЛ иностранными обособленными подразделениями

Статья 226 НК РФ утверждает, что подобное подразделение несет функцию самостоятельного налогового агента. Ряд писем финансового ведомства (май, октябрь, ноябрь 2009 года) подтверждают  изложенную позицию. Причем, постановка подразделения на налоговый учет, а, значит, статус постоянного представительства, значения не имеют (письмо Минфина РФ в ноябре 2009 года). НДФЛ платится такими   подразделениями  по месту своего учета, в отношении всех доходов, которые получают  работающие в нем физические лица (статьи 11 и 226 НК РФ).

Когда сотрудник работает в одном обособленном подразделении (отсутствие расчетного счета), а получает доходы в другом, то платить  налог надо  по месту учета структурной единицы  (письмо налогового ведомства по г. Москве от января 2009 года, судебное решение Северо-Западного округа в январе 2007 года).

Стоит учесть, что порядок выплаты Налоговым кодексом РФ не предусмотрен, поэтому есть вероятность спора с контролирующими ведомствами. Как вариант «смягчения» налогового риска: обратиться за разъяснением в свою налоговую инстанцию или даже в Минфин России.

Обособленное подразделение, начислившее доход работнику и выступающее в роли агента, сообщает фискальному представителю (инспекция) по месту учета, что отсутствует возможность удержать НДФЛ, если доход выплачивается через другое подразделение, т.к. первое может не иметь расчетного счета. Но налог платит сам налогоплательщик (майское письмо Минфина 2009 года).

В случае, если представительством производится компенсация расходов, связанных с командировкой  сотрудников основного офиса иностранной компании, то такие затраты  считаются доходом работника и с них платится  НДФЛ (письмо налоговиков по г. Москве от января 2009 года).

Представление декларации по налогу на прибыль подразделением,  не являющимся  постоянным представительством и не получающим дохода

Существует две версии по этому вопросу:

а) Указывается, что обязательно надо представлять Декларацию. Так считает Минфин РФ (письмо от мая 2011 года), УФНС по г. Москве (письмо от ноября 2004 года).

б) Суды: не нужно подавать названный документ (февральское 2012 года Постановление ФАС Северо-Западного округа). Стоит принять во внимание условия  двести сорок шестой  статьи НК РФ, содержание которой позволит не согласиться с выводами финансового ведомства и налоговой службы.

Итак, налогоплательщик вправе сам принять решение, оптимально оценив налоговые риски.

Представление Декларации по налогу на имущество.

Статус организации, вид имущества, место его нахождения – все это влияет  на то, в какие налоговые инспекции надо представлять указанный документ. Статья 386 НК РФ и пункт 1.2 Порядка заполнения  Декларации укажут, куда именно надо представлять обязательные сведения.

Законодательство о труде.

Условия, установленные законами о труде   (если международные договоры с РФ не предполагают иные правила) распространяются  на трудовые отношения с участием  юридических лиц иных государств (ст. 11 ТК РФ). Итак, в случае, если работодатель и ее сотрудник являются «иностранцами» и последний трудится в РФ, то законодательно  подчинение работодателя производится согласно требованиям и правилам нашего государства.

Краткая информация —  выездная проверка.

Иностранные организации, работая в РФ в форме постоянного иностранного представительства, регистрируются в соответствующей налоговой инспекции. Расположение подразделений может быть на различных налоговых территориях, тогда  подразделения должны встать на учет в каждой соответствующей фискальной единице, исключение: единое муниципальное образование или федеральный субъект. Выездная проверка проводится инспекцией, которая произвела учет структурной единицы (статья 89 НК РФ).

Понятие «представительство иностранной организации» предполагает немало нестандартных нюансов, поэтому российской организации, прежде, чем начинать работу с этой структурной единицей, необходимо внимательно ознакомиться с законодательной основой, актуальной по времени начала «диалога», тогда не будет  неожиданностей при любой проверке.