107023, Россия, г. Москва, Мажоров переулок, д. 7а, 1 подъезд
+7 (495) 740-53-99
audit@finau.ru

Действия Президента РФ по упрощению порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса устанавливается ответственность за правонарушения в налоговой сфере. Так, статьей 199 УК РФ запрещается уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

В настоящее время действует правило о том, что поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (часть первая.1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Данная норма была введена Федеральным законом от 06.12.2011 №407-ФЗ и вступила в силу на следующий день: 7 декабря 2011 года.

Отметим, что до введения в действие данной поправки в УПК РФ ежегодное количество возбужденных уголовных дел превышало порог 11 500, а после — достигало отметки в 2-2,5 тысячи.
11 октября 2013 года в Государственной Думе РФ зарегистрирован, внесенный президентом РФ, небольшой по объему законопроект №357559-6, содержанием которого является признание части первой. 1 статьи 140 УПК РФ утратившей силу.

Правоохранительные органы, и прежде всего – Следственный комитет, к подследственности которого отнесены налоговые преступления (п.п.1 пункта 2 статья 151 УПК РФ), вполне логично посчитали недопустимым ограничением собственных полномочий серьезный фильтр в лице ФНС РФ и его подведомственных учреждений (налоговых инспекций и управлений) как единственной основание для рассмотрения самого вопроса о квалификации деяния в налоговой сфере.

Согласно Налоговому кодексу (статья 82, пункт 3) налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Отметим, что до вышеупомянутого Закона №407-ФЗ действовало правило о том, что в основу обвинений клалась судебно-бухгалтерская (экономическая, судебная налоговая, бухгалтерско-экономическая) экспертиза, которая выполнялась государственным экспертным учреждением. Причем зачастую данный отчет выполнялся уже после возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению (п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №64 от 28.12.2006г.).

Принятие законопроекта №357559-6 резко усилит возможность правоохранительных органов давления на бизнес-структуры. В силу наличия у Фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» абсолютного большинства в Государственной Думе, позволяющей беспрепятственно вносить поправки даже в Конституцию РФ, юридически проблем с принятием данного закона не существует. Полагаем, что единственным препятствием для придания законопроекту юридической силы является лоббистская деятельность оппонентов законопроекта, приближенных к предпринимательскому сообществу и гражданскому обществу, и негативные публикации и высказанные мнения в значимых печатных и электронных СМИ, что может ослабить репутацию Президента РФ как гаранта прав и свобод граждан (статья 80, часть 2 Конституции РФ): ясно, что основанием для прекращения возбужденных налоговых дел ещё до стадии передачи дела в суд являлись далеко не объективные причины (подавляющее число возбужденных налоговых уголовных дел не влекли обвинительные приговоры судов, а прекращались по разного рода основаниям).

Однако, отметим и дисциплинирующую роль законопроекта №357559-6: сам факт существования в системе действующего законодательства стандартного порядка возбуждения уголовного дела и по налоговым составам (например при отсутствии решения налогового органа или отчета государственного экспертного учреждения) будет стимулировать участников гражданского оборота к соблюдению законности и будет способствовать более интенсивному обращению предпринимателей к аудиторским организациям, налоговым консультантам, юристам. Будет развиваться и практика участия аудиторов в качестве экспертов и специалистов, а также защитников на стороне обвиняемых.

Небезынтересно будет добавить, что согласно статье 76.1 (пункт 1) Уголовного кодекса 1. лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198 — 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Максимов М.Б.