«Перерегистрация» бюджетных учреждений
Только недавно прошла перерегистрация обществ с ограниченной ответственностью в связи с изменением в действующее законодательство (надеемся, все вы успешно выполнили требования закона), и опять вышел закон, обязывающий субъекты хозяйственной деятельности приводить свои уставные документы в порядок. На сей раз это затронуло бюджетные учреждения.
Согласно положениям статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
В соответствии с п. 14 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) при изменении типа существующего бюджетного учреждения в его устав должны быть внесены соответствующие коррективы; это изменение не является реорганизацией государственного или муниципального учреждения.
Даже если тип государственного учреждения не изменялся, учреждение осталось бюджетным, всё равно необходимо привести наименование учреждения в соответствии с требованиями законодательства, указав какого типа данное учреждение. Так, согласно положениям абзаца пятого пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ) устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения с указанием типа соответственно «бюджетное учреждение» или «казенное учреждение», сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов. В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ данное требование вступило в силу с 1 января 2011 года.
Чем отличается бюджетное учреждение от автономного? Какой тип лучше выбрать учреждению? На эти вопросы можно ответить, зная какие задачи стоят перед учреждением.
Приведем некоторые отличительные признаки разных типов государственных и муниципальных учреждений.
№ | Признак | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | Казенное учреждение |
1 | Бюджетное финансирование | Есть. Осуществляется в виде субсидий. Оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам компенсируются с учетом предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат (см. статью 69.1 БК РФ, см. ст. 78.1 БК РФ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п.6 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). | Есть. Осуществляется в виде субсидий. Финансовое обеспечение основной деятельности, в том числе деятельности по выполнению государственных заданий осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (п. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам оплачиваются путем предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат (см. статью 69.1 БК РФ, см. ст. 78.1 БК РФ). | Целиком финансируются из бюджета, в том числе по расходам по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам (см. статью 69.1 БК РФ, ст. 70 БК РФ; ст. 161 БК РФ). Финансирование осуществляется согласно смете (ст. 161 БК РФ, см. п. 2 статьи 69.2 БК РФ). Субсидии не предоставляются. |
2 | Обязательность применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) при размещении заказов. | Применяется. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками (предл. 2 п. 1 статьи 4, см. ст. 1, ст. 3 Закона № 94-ФЗ).
| Не применяется. Не является государственным или муниципальным заказчиком (см. ч. 1 ст. 4 Закон № 94-ФЗ и ст. 6 БК РФ), так как не подходит под определение «получатель бюджетных средств» и не упомянуто прямо. | >Применяется (см. ст. 1, ст. 3 Закона № 94-ФЗ). . > |
3 | Право открывать счета в кредитных учреждениях | Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (п. 8 статьи 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). | Вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 3 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). | Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК (п. 4 ст. 161 БК РФ). А так как доходы, полученные от предпринимательской деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (см. предл. 2 п. 3 ст. 161 БК РФ), можно констатировать, что все операции осуществляются только через лицевые счета. |
4 | Порядок утверждения штатного расписания | Законодательных норм на момент подготовки материала нет. | Устанавливается самостоятельно (см. п. 2 ст. 13 Закона № 174-ФЗ). | Законодательных норм нет. Однако, можно предположить, что штатное расписание должно утверждаться учредителем, так как финансирование осуществляется по бюджетной смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств (см. ст. 221 БК РФ). |
5 | Оплата труда работников | По общему правилу, ЕКТС и отраслевые системы оплаты труда. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (ред. от 17.12.2010) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» | Система оплаты труда устанавливается самостоятельно, так как доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение (см. ч. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). | ЕКТС и отраслевые системы оплаты труда. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (ред. от 17.12.2010) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» |
6 | Распоряжение имуществом | Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Ограничения составляют совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью (см. п.10 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). | Без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (п. 2 статьи 3 Закона № 174-ФЗ). | Доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (см. предл. 2 п. 3 ст. 161 БК РФ).
|
7 | Распоряжение средствами от платных услуг и сдачи в аренду имущества | В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (п.6 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Порядок определения стоимости платных услуг устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (см. п.4 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). | Осуществляется учреждением самостоятельно (см. п. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (предл. 2 п. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). | -»- |
8 | Допустимость кредитования | Не вправе, кроме того, бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (см. п. 14 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). | Возможно. | Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги (п. 10 ст. 161 БК РФ). |
9 | Допустимость участия в уставных капиталах других юридических лиц | Законодательством не предусмотрено. | Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда) (п. 6. ст. 3 Закона № 174-ФЗ). | Хотя прямого запрета в законодательстве не предусмотрено, исходя из совокупного анализа норм, можно утверждать, что не допускается. |
10 | Учет | Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2010 N 19452)
| Бухгалтерский учет (п. 11 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). | Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2010 N 19452) |
11 | Публичная отчетность | На момент подготовки материала не предусмотрена. | Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации. Порядок опубликования отчетов, а также перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.10 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). | Не предусмотрена |
12 | Аудиторские проверки | До 1 января 2011 года предусматривалось проведение обязательного аудита, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышал 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышал 20 миллионов рублей. Федеральный закон от 28.12.2010 № 400-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» исключил государственные и муниципальные учреждения из перечня организаций, подлежащих обязательному аудиту. | До 1 января 2011 года предусматривалось проведение обязательного аудита (п. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Федеральный закон от 28.12.2010 № 400-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» исключил государственные и муниципальные учреждения из перечня организаций, подлежащих обязательному аудиту. | Федеральный закон от 28.12.2010 № 400-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» исключил государственные и муниципальные учреждения из перечня организаций, подлежащих обязательному аудиту. |
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что для государственных и муниципальных учреждений не предусмотрен обязательный аудит, автономные организации могут привлекать аудиторские организации по своей инициативе; бюджетные и казенные учреждения могут привлекать аудиторские организации на конкурсной основе, например, для оказания услуг по специальному техническому заданию.
Смена типа учреждения с бюджетного на автономный, да и переход бюджетного учреждения с Плана счетов бюджетного учета на новый План счетов требует значительной подготовительной работы; высокой квалификации персонала финансовых служб. Даже при высочайшей квалификации персонала такие нововведения требуют значительных трудозатрат и без грамотных помощников не обойтись.