107023, Россия, г. Москва, Мажоров переулок, д. 7а, 1 подъезд
+7 (495) 740-53-99
audit@finau.ru

Государственные контракты можно разделить на две группы

Государственные контракты можно разделить на две группы

 

Если организация заключила договор с уполномоченными государственными органами, бухгалтер должен правильно осуществить бухгалтерский и налоговый учет расчетов по данному договору.

Госконтракты могут называться по-разному, по-разному быть сформулирован предмет договора, но все такие контракты можно разделить на две группы:

1) Государственные контракты, заключаемые в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2) Государственные контракты, осуществляемые в рамках государственной поддержки отрасли, в частности, путем предоставления субсидий из федерального бюджета в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Первая группа контрактов это по сути своей договоры подряда, строительного подряда, оказания услуг, договоры НИОКР и т.п. Только заказчик — государственный. Бухучет по данным договорам осуществляется аналогично учету всех других договоров по выполнению работ, оказанию услуг. Конечно, и при заключении такого договора нюансов не мало: правильное оформление конкурсной документации, оформления самого договора, условий по передаче интеллектуальной собственности, изменения цены, определение должностного лица, имеющего право подписать договор, возникают вопросы обеспечения выполнения данного контракта, допустимости страхования рисков по данному контракту и т.д.

Для организации бухгалтерского учета второй группы контрактов необходимо учитывать требования Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

Что касается налогового учета, то здесь необходимо обратить внимание на следующее.

Выплаты по государственному контракту за выполнение какой-либо работы, оказание услуги, передачу товара государственному заказчику учитывались в составе выручки, и подлежали налогообложению.

Если выплаты приходили в качестве безвозмездной помощи государства предприятиям отрасли (вторая группа контрактов), то в соответствии с редакцией п. 2 ст. 251 НК РФ, действовавшей до 1 января 2010 г., при определении налоговой базы по налогу на прибыль коммерческих организаций целевые поступления из бюджета на покрытие фактических убытков или компенсацию расходов, связанных с применением государственных регулируемых цен или льгот; субсидии, которые налогоплательщик получает в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам) или на покрытие разницы между отпускной и государственной регулируемой ценой товаров (работ, услуг); субсидии на финансирование мероприятий по оказанию государственной поддержки малому и среднему предпринимательству и т.п. не должны были учитываться. Хотя вопрос этот всегда оставался спорным.

Для признания этих поступлений целевыми в смысле п. 2 ст. 251 НК РФ, необходимо было одновременное выполнение следующих условий: средства должны быть получены из бюджета; полученные средства должны носить целевой характер; налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Хотя в Налоговом кодексе РФ не было уточнено, что средства должны были поступить из бюджета напрямую, в разъясняющих документах Министерства финансов РФ и налоговых органов, данная норма толковалась именно так. В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указан перечень организационно-правовых форм юридических лиц — получателей средств из бюджета, а коммерческие организации в данный перечень не включены, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в смысле п.2 ст. 251 НК РФ, а, значит, должны учитывать государственную помощь в целях налогообложения.

Вторым аргументом необходимости исчисления с этих поступлений налога на прибыль было то, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, поэтому такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. Аргумент, что государственные денежные средства, направленные на стимулирование той или иной приоритетной отрасли, той или иной важной для государства цели на сумму налога, не принимался.

Например, в Письме Минфина России от 12.02.2010 N 03-03-06/1/68 указывалось, что факт получения организацией средств на возмещение затрат либо не полученной от потребителей платы за оказанные услуги в соответствии со ст. 78 БК РФ сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у нее дохода (экономической выгоды) от реализации услуг, поэтому субсидии должны учитываться при формировании облагаемой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ.

Так как нормы законодательства были изложены не вполне внятно, можно было рекомендовать коммерческим организациям, заключившим с государственными органами такие контракты, сделать запрос о возможности освобождения от налогообложения данных поступлений.

Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ внесены поправки в п. 2 ст. 251 НК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2010 г. Из целевых поступлений, не учитываемых в целях налогообложения, исключены целевые поступления из бюджета, полученные коммерческими организациями. Начиная с 2010 г. понятие целевых поступлений в п. 2 ст. 251 НК РФ применяется только к некоммерческим организациям. Бюджетные субсидии, полученные коммерческими организациями и не подпадающие под действие пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, подлежат обложению налогом на прибыль.

В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ поименовано имущества, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:

• в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

• в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

• в виде полученных грантов.

И некоторые другие категории имущества, однако, перечень этот является исчерпывающим.

Наверное, следует обратить внимание и на изменение в Бюджетный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ, и вступивших в силу с 1 января 2011 года. Согласно этим изменениям в статье 6 БК РФ в качестве получателей указано не любое бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а только казенное.

Ответ подготовила
юрист ООО «Финаудитсервис»
Попова Ольга